Мы в TwitterМы В Контакте

Урок 3 "Как снять психологический «зажим»"



Особенность дорожного движения состоит в том, что в любой момент каждый из его участников (встречный или впереди идущий автомобиль, появившийся пешеход) потенциально опасен. Отсутствие связи и полная неосведомленность о взаимных действиях усиливают опасность и требуют максимальной психологической собранности. В этот момент наш организм может повести себя совершенно неадекватно.


Опасность провоцирует выброс адреналина в кровь, когда повыша­ется давление, учащается пульс до 180-200 ударов в минуту. Нередко это приводит к длительному ступору с блокировкой мышечной активнос­ти. Прощеговоря, водитель что есть силы цепляется за рулевое колесо, давя при этом до упора на педаль тормоза.


В автошколе учат тормозить при любой ситуации. Даже за короткий срок удается выработать у обучаю­щихся устойчивые навыки торможе­ния «на юз». При скорости 40 км в час на сухой дороге этот способ, на­верное, самый рациональный. Но при скорости 60 км в час и более неизбежна блокировка колес и пол­ная потеря управления. Вспомните, как проходит транспортная экспер­тиза на дороге. Эксперты ГАИ ищут тормозной путь на асфальте и, най­дя его, заключают, что водитель при­нял меры к остановке.


В автоспорте к этому следует от­носиться отрицательно. След на до­роге - это роспись в страхе, полный отказ от управления, растерянность водителя и результат того рефлек­са, за который надо благодарить автошколу.


О каких-то управляющих действи­ях в таком состоянии говорить не приходится, и, дай Бог, чтобы хвати­ло тормозного пути. В противном случае автомобиль превращается в снаряд, крушащий все перед собой.


Методика профессора Цыганкова позволяет моделировать подобные моменты при работе на тренажерах, давая необходимую психологическую закалку.


Преимущества методики
1. Специальный комплекс упражне­ний снимает «психологический за­жим».
2. При работе на тренажерах на уров­не подсознания и в мышечной па­мяти закладываются необходимые механизмы, которые, включаясь в нужный момент, готовы защитить в любой ситуации.


Первая группа риска в слу­чае аварий - выпускники авто­школ. Как вы отнесетесь к тому, что, научив вас держаться на воде, вам предложат (объяснив лишь последовательность движений) про­плыть дистанцию стилем «баттерф­ляй» и выполнить при этом по вре­мени норматив мастера спорта? Наверное, вы улыбнетесь и поду­маете, что это шутка. Все знают: чтобы стать мастером спорта, нуж­но проплыть сотни, а может быть, и тысячи километров, проделать мно­жество упражнений и приобрести оп­ределенные способности.


И теперь, если вернуться к во­дительскому мастерству, можно усомниться, что человек, закончив­ший автошколу и получивший ми­нимальные навыки управления ав­томобилем, сможет выйти из ава­рийной ситуации невредимым. Как сделать то, что не умеешь? Тем более, если маневр нужно выпол­нить за считанные мгновения. И не стоит винить автошколу. Ее пре­подаватели честно выполнили свою работу, дав знания дорожных пра­вил и знаков, начальную грамоту вождения. Все дальнейшее - на совести водителя.


Понимание проблемы неизбеж­но приведет к дальнейшей учебе, повышению уровня мастерства (по методике профессора Цыганкова или по другим разработкам, коих на сегодняшний день предостаточ­но). Можно выбрать распространен­ный путь «хождения по граблям», набивая шишки и изобретая вело­сипед, но не забудьте - скупой пла­тит дважды.


Вторая группа риска - это во­дители со стажем, приближающим­ся к пятнадцати годам и выше.


Количество проведенных за рулем лет без приобретения специальных знаний редко переходит в качество. Обширное тестирование водителей с подобным стажем показывает: при управлении автомобилем в стандарт­ных ситуациях - разгон, торможе­ние, маневрирование - достигают­ся очень неплохие результаты. Вот на чем основывается предвзятость в отношении дальнейшей учебы.


Самоуверенность, подтвержден­ная только стажем, определяет та­ких водителей в группу риска. Дан­ные статистики это подтверждают, потому что, выполняя упражнения на ледовой площадке, те же водители (некоторые со стажем более 20 лет) в большинстве своем не владеют на­выками стабилизации автомобиля при сносе-заносе, вращении. Мно­гие профессионалы - асы дорог -оказываются беззащитными в кри­тических ситуациях. После этого не удивляешься, когда знакомишься со статистикой тяжелейших ДТП: гибель пассажиров и пешеходов по вине во­дителей с большим стажем.


Очевидно, что в критических си­туациях необходим другой подход к технике и тактике руления - скорос­тное руление. Тот, кто думает, что навыки руления не требуют совер­шенствования, допускает грубую ошибку. Поэтому не успевают выйти из неожиданного заноса, не могут стабилизировать автомобиль на большой скорости, не вписываются в поворот. Критическая ситуация тре­бует других подходов - скоростного руления.


Скоростное руление, совсем не нужное в нормальной штатной ситу­ации, жизненно необходимо в крити­ческой. Оно позволяет компенсиро­вать последствия допущенных оши­бок. Чем грубее ошибка, тем выше скорость руления, необходимая для стабилизации автомобиля.


Это только один красноречивый пример. Другие составляющие ис­кусства управления автомобилем: владение наиболее эффективными, высокотехничными приемами тор­можения, работа с педалью газа и сцепления.


Понимание проблемы привело к созданию школ, владеющих подоб­ными методиками, и в Омске.


P.S. Отдельная категория, кото­рая стремительно увеличивает свою долю в общем транспортном потоке - это женщины. В автошко­лах их до 80%. Психологический пресс в отношении женщин-води­телей более ощутим, поскольку ред­ко понятия «техника» и «женщина» совместимы. Это отдельная серь­езная тема, которую мы затронем в следующей публикации.

Материал предоставлен Сергеем Александровичем Ениным

Никто не голосовал